Фильм начинается с того, что измученная, буквально изможденная какой-то огромной бедой женщина идет на работу в школу, где она сама проработала сорок лет, а ее мама проработала до нее еще пятьдесят. Непонятно, что случилось у этой со всех сторон положительной героини. Но дело явно не шуточное.
В школе какие-то новые порядки. Они скорее негативные, чем положительные. Директор школы — молодая, высокая блондинка, начальственно покрикивает на своего секретаря. Секретаря играет великолепная Роза Хайрулина. Она в этом фильме как Эзоп. Такая тетенька — философ. Правда выразительные средства приданные этой замечательной актрисе режиссером, мне показались скудноватыми и шаблонными. Она весь фильм всем раздает конфеты и со всеми во всем соглашается, часто мгновенно меняя свое мнение по любому вопросу на противоположное.
Но что-же случилось у главного героя — у Училки. Сначала, по некоторым ее репликам и после сцены в кабинете директором школы, возникает подозрение, что Училка так переживает из-за предстоящей аттестации в вообще ей не нравятся новые порядки, плохо сказывающиеся на образовательном процессе. Директор ее слегка отчитывает, и, не находя убедительных аргументов в производственных показателях, жестоко употребляет удар «по личности» — попрекает дочерью, которая «…неизвестно где, с каким-то иностранцем ездит». Казалось бы бред, но Училка чуть не оседает под стол, так задевают ее эти слова. Назревает интрига. Чего у нее с дочерью? Сама директор школы — высокая, молодая, аппетитно-крупненькая блондинка, не очень гармонирует с ролью борца за нравственность, хотя… слова о приличии употребляет в адрес Училки с упреком.
Потом Училка тяжело топает на урок в одиннадцатый класс. И уже через несколько минут становится понятно ее состояние. Класс процентов на восемьдесят пять состоит из негодяев, недоумков, хамов и тупиц. Они жестоко хамят Училке и друг-другу, напоказ, демонстративно над ней издеваются, они только не плюют ей в глаза, все остальное, делается без всякой застенчивости и с глумливым злорадством.
Училка, в свою очередь, определяет их как давно дегенерировавших подонков и несколько раз от души им это говорит. Говорит не так, как говорят людям, которые могут услышать, а так, как говорят тем, кто уже слышал все много раз и чихать на все хотел. Так себе под нос бубнит из последних сил. Такая грустная сцена. Ученики жестоко, издевательски высмеивают весь пафос ее морализаторства.
А дальше начинается детектив. Мальчик с последней парты — имеет отношение к преступному миру. Он разговаривает по телефону с человеком по имени Арсен (или Карен) и строго говорит ему, что еще неизвестно, кто из них двоих будет труп. По ходу разговора, он встает, ходит по классу, совершенно пренебрегая тем, что находится на уроке. В том бардаке, который происходит на этом уроке, он не очень то и выделяется на общем фоне. Но Училка, все-таки требует, чтобы «мальчик» отдал телефон. Мальчик сначала отмахивается, потом посылает ее в жопу, но приставучая тетка не отвязывается и юноша резким движением выхватывает откуда-то пистолет Макарова. Потрясая им, он требует, чтобы его оставили, наконец, в покое. Училка храбро хватает ПМ за ствол, они начинают бороться, борьбе переходит в партер, изнеможенная Училка оказывается таки жилистой и побеждает старшеклассника — спортсмена. Они возятся на полу с минуту, потом раздается выстрел. БАБАХ! Училка встает и, держа пистолет в руке, перемазанная кровью, пятится спиной к своему учительскому месту. Еще чрез пару минут встает и парень. Оказывается, пуля только слегка задела ему руку.
Он продолжает лениво поругиватсья на Училку, а та, проигрывая пистолетом, еще немного размышляет, что-то бубнит себе под нос, вот… вот…, у нее сейчас будет прозрение, которое выражается рекламным слоганом фильма «она приняла решение»! Доосмыслив свой инсайт, Училка требует чтобы все заткнулись и для острастки стреляет по гипсовому бюсту какого-то исторического персонажа. Она объявляет, что всех берет в заложники и не отпустит, пока каждый ученик не сдаст ей ВСЕ ТЕМЫ ПО ИСТОРИИ ЗА ВЕСЬ ЭТОТ ГОД. Еще она твердит, что они такие сволочи, что жалко ей никого не будет и в общем: рука не дрогнет. Ученики пытаются возражать, но, тетя, не очень убедительно угрожая пистолетом в своей учительской ручке, моментально превращает класс в послушных и тихих подростков. Метаморфоза кажется странноватой, но странности только начинаются: Дальше у нее отбирают пистолет по очереди чуть не половина класса, каждый истерично орет остальным: «Молчать» и коротко высказывает главную драму своей жизни. Я на этом месте вспомнил «12» Михалкова и отметил, что у Михалкова получилось убедительнее.
Герои вроде бы формулируют правильные вопросы, но облегченно, механистически, второпях, не взаправду и без ответов. Все вопли слишком резкие, испуг наигранный, слезы подозрительно быстрее и обильные, элементарной логикой и правдоподобностью авторы фильма постоянно пренебрегают. Юный бандит с задней парты то и дело уныло бубнит одну и ту-же фразу про откройте дверь и пойдем. Другие детки к месту и не к месту дают реплики укрупнено соотвествующие характеру их персонажей. Понятен замысел — поставить героев в особенную, стрессовую ситуацию и начать парад настоящих личностей и великий феномен приращивания, раскрытия, гармонизации души человеческой, но ничего нет! Нет даже напряжения! Оно каждую минуту съедается притяжками и условностями. И нет никакого изменения, ясное дело. То есть оно задекларировано, показано слабо, а почему, за счет чего — вообще непонятно.
Одновременно с этим развиваются другие сюжетные линии: Вызванные директрисой — блондинкой, в школу приезжают спецназовцы. Это полный трэш и анекдот. Больших дебилов я видел только в мультиках. Наверное, это идиотство призвано насмешить зрителя. Временами они и правда забавные. Но милые идиоты в форме диссонируют с тем, как добросовестно играет разрыв учительской души Ирина Купченко. Ей не откажешь в выразительности, но увы. Безупречная игра Народной Артистки не вытягивает сцен, шаблонных и фальшивых по сценарию.
Казалось бы придурков в фильме больше не нужно. Кроме спецназа есть такой-же гротескный педсостав, но авторы добавляют еще совершенно придурошную корреспондентку телевидения в обрамлении толпы родителей. Не хочу писать подробнее — это даже не мультики, это комиксы: Одна вычурная, гротескная, неестественная сцена сменяет другую. В «День Радио» такие гротески смешили и работали, а здесь — один пшик! Ничего, пустота, имитация, жалкое подражательство…
А в классе, тем временем, пистолет переходя их рук в руки, остается у сторонников наказания, прописанного Училкой классу. Школа эвакуирована, спецназовцы-дебилы работают как могут, телевидение фальшиво идиотничает, а в классе остепенившиеся под дулом ПМ подростки начинают отвечать свой урок. Училка, уселась на стул и балдеет. Непонятно, что именно так поменяло ее отношение к деткам, но она хвалит все их малопонятные выступления. Если раньше ученики не знали когда началась Вторая мировая война и кто на кого напал, то чуть-чуть посидев под дулом пистолета, они бубнят что-то вполне вразумительное. Тетя в восторге!
По ходу выступлений одноклассников, одна девочка жалобно говорит, что хочет писать. Ее можно понять — прошло уже три часа. Безжалостные одноклассницы советуют ей на будущее запасаться памперсами, а «самый важный урок в жизни Училки, урок, за который не жалко отдать жизнь» продолжается. «Под прицелом» школьники очень меняются. Они перестают быть хамами и уродами, делаются относительно умными и умеренно симпатичными ребятами, способными на чувство, на осмысление чего-либо. Все откровения и прозрения мне показались недостоверными, картонными и искусственными, но тренд, который хотели показать авторы очень понятен.
Бардак с пистолетом продолжается. В конце, разлакомившаяся хорошими ответами тетенька, сама предлагает оружие очередному мальчику — психопату, который снова всем командует «молчать» и направляет ПМ на всех по очереди. Он путанно, но резко говорит о своей ненависти к Училке, та тихо заваливается на бок, произнося слабеющим голосом «… ах, как сильно ты меня ненавидишь, я даже не могла этого предположить». Преобразившиеся дети устраивают последнему злодею акцию гражданского неповиновения, вместе читают стихотворение, подхватывая друг за другом… У Училки приступ чего-то, она теряет сознание, тут в класс врывается спецназ. Тетю увозит скорая, а бедные дети остаются сидеть на тех же местах, но теперь их допрашивает главный спецназовец. Он долго пытается выяснить где пистолет, орет, но никто не признается, даже девочка, которая хочет писать.
Полицейский, держа школьников под дулами автоматов, сначала допрашивает-допрашивает, а потом вдруг чего-то осознает, сам быстро находит ПМ, прячет его за бронежилет и решает замять скандал чтобы никто не пострадал. Он тоже Училкин ученик. Только выпуска какого-то предыдущего года и мало-помалу постигает смысл важнейшего урока, смысл великолепной инициации, пробудившей во всем безнадежном классе теплые, человеческие души.
В чем этот смысл? По замыслу автора, у человека принужденного слушать исповедь направившего на него пистолет собеседника, появляется дополнительная способность слышать и сопереживать. И гораздо эффективнее усваивается книжка, если читать с условием: «Не пожелаешь понять — будешь сидеть, пока всем классом не описаетесь, а если совсем меня взбесите, то перестреляю…». Континуум сам собой достраивается к введению телесных наказаний в школе: Чуть-чуть посечь неслухов и будут, как шелковые! А то бедная Училка вынуждена пользоваться изъятым у мальчика подручным ПМ.
Все школьники нехотя расходятся, остается только бывший хозяин пистолета, которому полковник милиции, делает еще дружелюбное напутствие про то, что «… если хочешь быть пастухом своего стала, нужно иметь ответственность за своих овец» Потом они жмут друг другу руки. По контексту кажется, что и пистолет парню дядя вернет, но нет… ПМ остается за пазухой у полковника.
Вот и весь фильм. В самом конце, во время титров, весь класс дружно, но фальшиво поет возле костра под гитару песенку из фильма про «Мери Поппинс», а Училка таскает им дровишки для костра.
Все бы ничего. Картонное, малобюджетное кино для маловзыскательного зрителя. Понятно, что незатейливые фильмы — огромный пласт, может быть даже жанр. Многим людям не до деталей, не до выверенности фраз, не до смыслов. Гладкий видеоряд, иногда знакомые лица известных актеров, музычка вовремя, слова «про то»… Курочка гриль с картошечкой. Дешево и сытно. А этот фильм еще привлекает нас к теме школы… Столько премий получил…
Может так оно и есть, но мне уровень притянутости, шаблонности, количество условных обозначений вместо живых картинок, показались выше, чем может позволить себе даже посредственное, ни на что не претендующее кино.
И самое главное: в чем идея? В чем пафос этого урока? Что без угрозы пистолетом дети были уродами, а с этой угрозой у них произошел катарсис, душевное облегчение и мощнейшие перемены в плане личностного роста? Пистолет чудесно помог и тем, что его хватал и тем, на кого направлялся!
Это мне видится попыткой художественного подтверждения, того, что русский народ без палки не может. И с палкой или под палкой, под плеткой, в лагерях мы только лучше становимся. Эдакое подлизывание, эстетизация, приглаживание такой небесспорной, опасной, но набирающей силу в России позиции. Здесь я заявляю категорический протест и вынужден определить фильм не только насквозь халтурным, но и подлым. Всем, кто в нем участвовал должно быть стыдно.